Данные материалы могут быть интересными для педагогов
Игровые полотна "По тропинкам речи" - воспитатель Лымарь Елена Евгеньевна
Презентация "Игровые полотна "По тропинкам речи" - воспитатель Лымарь Елена Евгеньевна
Конспект занятия
По речевому развитию в старшей группе МБДОУ «ДС №
479 г. Челябинска»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Лымарь Е.Е.
Тема: «Дифференциация
звуков «С – З»
Программное
содержание:
Образовательные:
·
Продолжать знакомство со звуками «с – з».
·
Учить дифференцировать звуки «с – з » в произношении в слогах,
словах, предложениях и по картинкам.
Развивающие:
· Развивать фонематический слух.
Воспитательные:
·
Воспитывать внимательность, активность.
Словарная работа:
Активизация словаря: газета, глобус, пазл,
лист, ваза, сани, снежинка, замок.
Обогащение словаря: мимоза, сучок.
Индивидуальная
работа:
·
Совершенствовать
навыки дифференциации в речи слов со звуками «З» и «С» с Евой, Данилом А,
Глебом Д.
·
Развивать
фонематический слух с Златой, Леной, Денисом.
Предварительная работа:
·
Работа
со словом, звуками, составление слов на заданный звук.
·
Разучивание
чистоговорок.
·
Речевое
упражнение «Найди звук».
Оборудование: посылка, письмо, конверты с заданиями, напольное полотно «По тропинкам речи», карточки с изображениями слов со звуками С и З.
Организационный
момент:
Ребята, скажите,
пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы
хотите попасть в сказку?
Мы с вами сегодня
отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в
сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к
каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:
1.Всю ночь летает
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло (сова).
Кто это? С какого
звука начинается слово Сова? Правильно, в этом царстве Сова – хозяйка
звука «С».
Одному звуку в
царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще
один звук, а какой, угадайте.
2. Говорят,
что я трусливый,
В сказках якобы хвастливый.
Всё не так, мои друзья,
Просто осторожный я!..
(Заяц)
Молодцы! С какого звука начинается слово Заяц?
Правильно, зайка – хозяин звука «З» в волшебном
царстве.
Вы уже догадались в
царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».
Ребята, звуки,
прислали нам посылку. Посмотрим, что в ней? Прочитаем письмо?
Здравствуйте, дети!
Злая колдунья заколдовала замок звуков и все звуки «З» и «С» пропали.
Теперь эти звуки не звучат в царстве, а
без них, все слова стали непонятными. Просим вас помочь расколдовать злые чары
колдуньи. Чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить все задания по порядку.
Как вы думаете,
справимся?
Основная часть:
1.Сейчас
мы с вами поиграем в игру «Хлопни-топни». Я буду называть звуки, слоги и слова,
где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, то хлопните в ладоши, а если
звук З - топаете. (а, с, п, р, з, с, т, в, д, з, с, с; ар, за, ас, са, ро, зы,
де, се, фа, ву, ес, зу, зы, со, шо; мак, мука, суп, лес, ведро, заяц, дерево,
бусы, сова, тетрадь, ручка, зебра,).
- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с
заданием.
2. Нужно дать характеристику звукам С и З. Ребята произнесите звук «з», а теперь звук «с». Что общего у звуков «з - с»? – согласные, твердые. В чем разница? («з» – звонкий, «с» – глухой). Почувствуем звонкость согласного «з», руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
3. Слушайте следующее задание: Звуки «З» и «С» набирают себе жителей. Перед вами два конверта. В конвертах картинки, которые перемешались между собой. Нам нужно отобрать только те картинки в названиях, которых, есть звуки «С» и «З». Предлагаю разделиться на 2 команды по 4 чел. Чтобы понять, есть ли эти звуки в словах, вам нужно произнести слова вслух. Затем команды поменяются и проверят, правильно ли выполнили задание. (Обогащение словаря: что такое мимоза? Сучок? )
4. На полотне «По тропинкам речи» надо назвать слова, в
которых есть звук «З» или «С». Готовы?
5.Чтобы чисто, правильно и красиво разговаривать, нужно
произнести чистоговорки.
Я буду называть предложения, а вы назовете последний
слог, на который оно заканчивается.
Вот летит оса са-са-са
На траве роса –са-са-са
Заплету косу- су-су-су
Я гуляла вчера в лесу су-су-су
Вот идет коза –за-за-за
Не боюсь козы –зы-зы-зы
Накормлю козу - Зу-зу-зу
Вот летит стрекоза –за-за-за
Вот молодцы вы все задания выполнили правильно.
6. «Исправь
предложение»
Нужно прочитать предложения, исправить
их, и произнести правильно.
• Глаза закрыли Зину.
• Захар болит у зуба.
• Ваза стоит в розах.
Заключительная
часть:
Рефлексия:
Ребята, как вы думаете, мы справились с заданиями? Помогли
спасти звуки из заколдованного замка «З» и «С»?
Молодцы! Теперь эти
звуки звучат в царстве и все слова стали понятными.
Какие звуки сегодня
мы спасали?
Что вам понравилось больше всего?
Что было сложно выполнять (легко)?
Дети, вы были все очень активные, внимательные. Я для вас приготовила
небольшой сюрприз: раскраски, в названии которых есть звуки «с» и «з». Вы
можете выбрать любую и раскрасить ее.
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Технология
работы с игровыми полотнами «По тропинке речи»
Цель: познакомить участников мастер-класса с технологией работы игровых полотен «По тропинкам речи».
Задачи:
1.
Передавать опыт путем
прямого и комментированного показа принципы организации и содержания игровых
полотен «По тропинкам речи»
2.
Повышать уровень
профессиональной компетентности участников мастер – класса.
3.
Создавать условия для
профессионального общения и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Оборудование:
Игровые полотна «По тропинке речи»: баннерные полотна, кубики, крутилка, мяч, предметы-заместители (кубики, би-ба-бо, кегли ), карточки с картинками, дидактический материал.
Организационный
момент.
слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию презентацию «Технология работы игровыми
полотнами «По тропинке речи»
слайд 2
Можете
ознакомиться с целью и задачами мастер-класса на экране.
слайд 3
Согласно ФГОС
ДО – «речевое развитие» это важнейшая из образовательных областей. Можно
возразить, что не менее важны познавательное или физическое развитие,
художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но
не возможно полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей
без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
В настоящее время значительно
возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны
достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря,
грамматического строя, перейти от диалога к связному высказыванию, речь должна
стать выразительной, образной, правильной.
Слайд 4
Речь формируется в
деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают
полученные знания, впечатления. Игра - естественное состояние ребенка!
Играя, пришла идея создания
напольных игровых полотен «По тропинкам
речи».
слайд 5
Игровые полотна
– это интересные игровые средства, которые с одной стороны могут заинтересовать
и вовлечь ребенка в игру, а с другой несут развивающий эффект.
слайд 6,7,8
Многофункциональность
пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования
различного рода картинок, игрушек и осуществления значительного количества
дидактических игр с этими пособиями.
слайд 9
У детей, как правило,
неустойчивое внимание, они неусидчивы и с трудом запоминают материал, поэтому
игровые полотна значительно улучшают усвоение материала, делают процесс
обучения занимательным, эффективным.
С помощью таких многофункциональных пособий решаются не только развлекательные, но и образовательные задачи. Полотна могут использоваться на индивидуальных занятиях и подгрупповых занятиях.
Основная часть.
слайд 10
Хочу вас
поближе познакомить с игровыми полотнами
«По тропинкам речи».
У вас в
руках картинки. Предлагаю выйти и поучаствовать в игре, тем педагогам, у кого
на картинке первый звук «С»
слайд 11
Для данного полотна разработана картотека дидактических игр направленных на различные стороны речи. Сейчас мы с вами в некоторые из них и поиграем.
·
Назови предмет
и скажи сколько в этом слове слогов. Бросаете кубик, встаете на ту букву, сколько точек
выпало на кубике. Называете предмет на
заданный звук и количество слогов в слове.
·
Бросают кубик, встают на ту букву, сколько точек выпало на кубике.
Называют букву, звук, слово.
·
«Назови одним
словом» Найдите
несколько предметов, изображенных на полотне, и назови их одним словом.
(животные; канцелярия или предметы для рисования; посуда; игрушки; транспорт;
одежда; продукты питания)
·
«Мяч бросай,
четко …(
цвета, животных; игрушки; транспорт; (обобщения) называй»
·
«Лови да бросай - цвета называй»
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об
этом.
Красный – красный шарф,
красное яблоко, красный самолет…
·
«Подбери
действия к предметам»
Яблоко - растет, висит,
созревает, краснеет, падает, катится….
·
«Что лишнее?»
Синий, красный, зеленый,
ложка; сыр, хлеб, печенье, енот; еж, енот, жираф, самолет…
·
«Цепочка слов»
Составте цепочку из слов так, чтобы последний звук
предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.
·
«Кто кем
был?»
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Утка- утенком, утенок – яйцом, еж-ежонком, хлеб –
мукой, сыр-молоком, самолет-железом, цветок-семечкой, рыба – икринкой,
яблоня – семечкой
·
«Расскажи
про…»
Подберите слова для описания:
Утенок (какой?) маленький, пушистый, желтенький
·
«Опиши»
Образец: «Это щетка. Щеткой чистим ковер. Это еж. Он
живет в лесу.
Спасибо за участие, присаживайтесь.
Предлагаю перейти к
другому игровому полотну.
Предлагаю
выйти и поучаствовать в игре, тем педагогам, у кого на картинке первый звук «Л»
слайд 12
(Игра по полотну с «крутилкой»)
Это игровое полотно
используются по мотивам игр «Ходилки-бродилки», с использованием кубика,
картинок и крутилки с условными
обозначениями. По полю можно передвигаться самому, либо с
предметом-заместителем. Предлагаю выбрать «фишки» или ходить по полотну самим.
Спасибо за участие,
присаживайтесь.
(Игра по полотну с
дидактическими пособиями)
Предлагаю
выйти и поучаствовать в игре, тем педагогам, у кого на картинке первый звук «К»
слайд 13
Как вариант, можно
ходить только по определенному цвету. Чтобы выбрать себе цвет, пригодится кубик
с гранями разного цвета.
Предлагаю выбрать
«фишки» или ходить по полотну самим.
Спасибо за участие!
Заключительная часть.
Мастер – класс подошел к концу. Прошу вас
выполнить рефлексию.
слайд 14
Возьмите картинки и
положите их на круг, характеризующий ваше отношение к мастер – классу:
Красный круг – все очень
хорошо поняла, мне было интересно.
Желтый круг – все
понятно, но не все было интересно.
Синий круг – не все
поняла, но мне было интересно.
Зеленый круг – ничего не
поняла, было скучно.
слайд 15
Консультация для педагогов.
Речевая АЗБУКА: от «А»
до «Я»
Воспитатель МБДОУ «ДС №479 г. Челябинска»
Лымарь Елена Евгеньевна
Артикуляционная
гимнастика – это гимнастика для губ, языка, щек, нижней челюсти. Научите
ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать
его широким и узким, щелкать, удерживать в правильном положении.
Быстрая речь неприемлема
в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Не
позволяйте ребенку говорить быстро.
Всегда рассказывайте
ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и
привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно познакомить. От вас
зависит, будет ли развитым ваш малыш.
Главные составляющие
красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость,
богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть
ваша речь.
Дыхательная гимнастика
важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для
произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие
игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось
3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи
говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых
нарушениях общего развития.
Жесты дополняют нашу
речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его
без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить.
Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет
молчать.
«Золотая середина» – вот к
чему надо стремиться в развитии ребенка. Присмотритесь к малышу. Отличается ли
он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие.
Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в
двуязычных семьях часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи)
Иллюстрации
в детских книгах, соответствующих возрасту
ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним
иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает
на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Задавайте
вопросы с предлогами за, под, над и др. (Кто сидит на
дереве?)
Критерии, по которым
можно оценить речь ребенка, родители должны знать. Нормы звукопроизношения
таковы:
3 - 4 года –
[М,Мь],[Н,Нь],[П,Пь],[Б,Бь],[Т,Ть],[Д,Дь],
[К,Кь],[Г,Гь],[Х,Хь],[Ф,Фь],[В,Вь],[С,Сь],[З,Зь],[Ц],[Й]
4 - 5 лет –
[Ш],[Ж],[Ч],[Щ],[Ль]
5 - 6 лет – [Л],[Р,Рь]
Леворукость – не
отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном
периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению
неврозов и заиканию.
Мелкая моторика – так
обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем
лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть
сначала это будет массаж пальчиков, затем игры с мелкими предметами под вашим
контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц.
Нельзя заниматься с
ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае,
если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают
эффективность и высокую результативность занятия.
Общее недоразвитие речи
(ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2
лет, фраза – после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка всех компонентов
речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит
фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.
Подражание свойственно
всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с
людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!)
Режим дня очень важен для
ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы,
недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою
очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо
спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы, и
обязательно проконсультируйтесь у невролога.
Соска вредна, если
ребенок сосет ее долго и часто. Во-первых, формируется высокое (готическое)
небо, неправильный прикус, что влияет на формирование звукопроизношения.
Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов используются
жесты и пантомимика.
Только комплексное
воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители)
поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения –
заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.
Умственное развитие
неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все
психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
Фольклор – лучший речевой
материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи,
песенки, развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.
Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном
темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный»
– эту истину провозгласил еще М.Монтень. Информация, которая сообщается
ребенку, должна соответствовать возрасту и способностям.
Цветы (ромашки,
одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая
дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем направленную воздушную
струю; понюхать цветок – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом.
Детям с аллергией упражнения с живыми цветами противопоказаны!
«Часики» - упражнение для
развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок
тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!»,
а ребенок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в
зависимости от того, как легко ребенок выполняет это упражнение.
Шепотной речи тоже нужно
учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не
перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до
10-12 лет, так как их голосовые складки находятся в стадии формирования.
Щетку можно использовать
для массажа пальцев, ладошек – развивается мелкая моторика, повышается тонус
мышц рук и пальцев. Зубная щетка поможет очистить язык, а также повысить тонус
его мышц.
«Эхо» – игра, способствующая развитию умения
менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет
несколько раз, понижая силу голоса.
Юла, елка, ёж, яблоко –
эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите
на них внимание, они состоят из двух звуков:
[Ю]=[Й]+[У];
[Я]=[Й]+[А];
[Ё]=[Й]+[О];
[Е]=[Й]+[Э];
Язык – орган артикуляции.
Выполняйте гимнастику для языка перед зеркалом. Достаточно 10-15 минут
ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем
с произнесением звуков.
Консультация для педагогов.
«Содержание уголка по развитию речи в ДОУ».
Воспитатель МБДОУ «ДС №479 г. Челябинска»
Лымарь Елена Евгеньевна
В современном дошкольном образовании речь рассматривается
как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит
успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее
интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами,
определяющими речевое развитие. Один из центров предметно-развивающей среды —
Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для
игр поодиночке или небольшими группами.
Цель речевого уголка: способствовать
созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в
группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
1.
Формирование фонематического восприятия и
слуха.
2.
Развитие артикуляционной моторики.
3.
Закрепление навыков правильного произношения
звуков.
4.
Закрепление навыков, полученных на занятиях.
5.
Активизация словаря, обобщающих понятий и
лексико-грамматических категорий.
6.
Развитие связной речи.
7.
Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на
разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал,
стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо
учитывать:
·
соответствовать индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
·
речевой уголок должен быть размещён рядом с
книжным уголком;
·
важно, чтобы речевой уголок был комфортен и
эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое
внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным
для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же
время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное
отношение к материалам и оборудованию, содержащемуся в уголке;
·
игровой материал должен быть доступным для
ребенка;
·
неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна
быть игрушка – «одушевленный
персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна
быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную
гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки,
придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое
другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой
активности.
·
не следует перегружать уголок оборудованием.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический
материал, направленный на развитие:
артикуляционной
моторики (предметные
картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в
альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
ватные палочки, ватные диски)
пособия
для развития дыхания (разноцветные
шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из
фольги на ниточке и т.д.)
пособия
для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики,
прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
материал
по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки , детские музыкальные
инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка , бубен , трещотка ,
колокольчики , погремушки, предметные , сюжетные картинки для высказывания
звуков и их автоматизации , звуковички («домики») гласных и
согласных звуков ;
индивидуальные
пособия для звукобуквенного анализа: схемы слов,
звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре
слова;
игры
и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки,
сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук,
логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки,
стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схемы
слов)
игры
по лексике и грамматике (предметные
картинки по лексическим темам)
игры
по развитию связной речи (серии
сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки,
скороговорки; библиотека детских книг и др.)
материал
по грамоте – (магнитная
доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в
строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими
особенностями формирования речи детей.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется
учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не
формальным, а очень тесным и плодотворным.
Требования к содержанию речевых центров:
Средняя
группа
·
Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления
можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал
необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе
зверей» и др.
·
Альбомы дополняются по темам о Российской
армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам
года о различных зданиях (архитектура).
·
Открытки для рассматривания.
·
Портреты писателей в соответствии с
программой
·
Дидактические игры на группировку,
классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
·
Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
·
Игры с картинками – загадками и предметными
картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».
·
Дидактические игры на формирование словаря,
ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
·
Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные
головоломки.
·
Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок,
стихов.
·
Трафареты, шаблоны для подготовки руки к
письму
·
Игры на развитие ручной умелости.
·
Картотека словесных речевых игр.
·
Открытки о родном городе, крае.
·
Предметы быта и старины.
Старшая
группа
·
Уголок книги 7-8 книг различной тематики и
жанров (может быть книги одного
наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал
оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
·
Портреты писателей в соответствии с
программой
·
Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине,
о технике.
·
Книги, созданные на рисунках детей на темы
произведений детских писателей.
·
Портреты художников – иллюстраторов.
·
Дидактические игры на формирование словаря,
ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению
грамоте.
·
Игры – небылицы, игры – картинки по
типу «Назови
отличия».
·
Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по
порядку и составь рассказ».
·
Азбука букв различной фактуры.
·
Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок,
стихов.
·
Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки
руки к письму
·
Игры на развитие ручной умелости.
·
Картотека словесных речевых игр.
·
Коллекция значков, марок, календариков,
этикеток.
·
Дидактический материал для изображения
букв (верёвочки, шнурки
проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
·
Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты,
перфокарты.
·
Наборы букв разного цвета, размера,
материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
·
Иллюстрации о памятниках и музеях
старины (Москва, Санкт –
Петербург).
·
Карта России, где отмечены флажками города.
Подготовительная
к школе группа
·
Наличие библиотеки книг по разделам: о
природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру
и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
·
Альбомы или материал о творчестве и жизни
писателей.
·
Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
·
Заготовки для штриховки, кодирования,
трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной
умелости.
·
Картотека словесных речевых игр.
·
Коллекция значков, марок, календариков,
этикеток.
·
Дидактический материал для изображения
букв (верёвочки, шнурки,
проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
·
Наборы букв разного цвета, размера,
материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
·
Дидактические игры на формирование словаря,
ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
·
Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры —
картинки по типу «Найди отличия».
·
Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по
порядку и составь рассказ».
·
Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными
детьми и нарисованными рисунками.
·
Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и
др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
МБДОУ «ДС № 479 г.
Челябинска»
Воспитатель первой
квалификационной
категории
Лымарь.Е.Е.
Консультация-практикум.
Роль дидактических игр в
развитии речи дошкольников.
Дошкольное детство -
короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного
освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной
речи.
Формирование правильной
речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая
деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.
В Федеральном
Государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о
том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей
дошкольного возраста, которое было вынесено в отдельную образовательную
область.
Речь формируется в
деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают
полученные знания, впечатления. Игра - естественное состояние ребенка! Она
способна полностью удовлетворить его потребность в жизнерадостных движениях.
Игра - всегда инициатива, фантазия, эмоции. Алексей Максимович Горький писал:
«Игра- путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов
на ребенка т.е, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую
(ради которой действует ребенок) цели.
Важно, чтобы эти две
цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра
является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует
психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу
познания.
Игра помогает сделать
любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение,
стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Преимущество
дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти
игры способствуют развитию детей.
Дидактические игры имеют своеобразную структуру:
.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры,
которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется, как
игровая.
Дидактическая задача
реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых
действий, а итог ее решения обнаруживается в финале.
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может
лежать вся окружающая действительность.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности
ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее
игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру
демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным
содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила влияют и на
решение дидактической задачи – т.е они определяют, что и как необходимо делать
ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры
выполняют следующие функции: обучающая, организующая, дисциплинирующая.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может
быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка,
победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. В совместной
деятельности, можно окончить просто
подведением итогов.
Все дидактические игры можно разделить на три
основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно -
печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя
с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Игры
с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение
манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого
мышления и воображения.
К играм с предметами
относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, а также игры с мячом,
прищепками и т.д.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей. Они
разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Настольно-печатные игры
используются, как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти
и внимания.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Процесс решения
обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и
без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками,
прибаутками, загадками, перевертышами.
В таких играх дети
учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о
них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в
новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки;
отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют
предметы по различным свойствам, признакам.
В младших и средних
группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание
правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря,
развитие правильной ориентации в пространстве.
В старшем дошкольном
возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление,
словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности,
самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры особенно важны в
воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют
подготовке ребят к обучению в школе.
В любом случае, если
даже игра обучающая, она должна оставаться игрой, имея образовательные задачи.
Перед проведением игр необходимо продумать, как будет протекать игра. Нужно
использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой
детей, можно использовать песни, хороводы.
В речевой игре от
ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых
обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные
задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства
и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
В соответствии с этим, я
подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.
Теперь, уважаемые коллеги,
я предлагаю вам поиграть.
1. Итак, начнем мы с вами с мимики, т.к. мимика тесно связана с
артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции,
мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной
моторки.
«Эмоции».
5 чел
Я раздам изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждому, по очереди нужно изобразить это
выражение лица. Все остальные должны догадаться и назвать эмоцию. (радость, грусть, злость, испуг, удивление).
2. Цель следующей игры - развитие умения владеть своим голосом, изменяя его
интонацию в зависимости от задания. Игра называется
«Расскажи по-разному» . 1 чел
Я буду показывать
картинки с эмоциями, а вам нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при
чтении стихотворения.
Листопад.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь-
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья,-
Дождь из листиков и я.
3. Следующая игра называется «Путаница»
В словах
перепутались все буквы. Нужнно их поставить на свои места и отгадать слово.
•
Апалот
– лопата, Рукинос – рисунок, Отаткел - котлета
•
Упечах
– чепуха, Некосир – керосин, Кихенат - техника
•
Корсиба
– абрикос, Окобля - яблоко , Чаыла - алыча
•
Ленапись
– апельсин, Родингав – виноград
2 команды
4. Следующая игра «Опиши свой день»
Предположим,
что Вы сегодня работаете в 2 смены. Опишите свой день, одна команда – только
существительными, вторая только глаголами.
(Будильник. Душ. Чай. Сахар. Садик. Работа)(Проснулась…)
5. Игра «Придумай рассказ»
Нужно
придумать рассказ, в котором все слова начинаются:
у 1 команды бы на звук «П»
у
1 команды бы на звук «М»
6. Для развития мышления и творческого
воображения необходимо использовать игры с участием самих детей.
Следующая
игра «Буква оживет»
Нужно
одному или в паре изобразить букву, остальные отгадывают, что за буква
поучилась.
Дорогие
коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные
задания, а многие растерялись. Очень
много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли,
что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется,
что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Большое спасибо всем за
помощь и внимание!
Консультация-практикум
для родителей
«Игра и игрушка в
жизни ребёнка 5 – 6 лет»
Воспитатели «ДС
№479 г. Челябинска»
Лымарь Елена Евгеньевна
Игра для детей -
способ научиться тому,
чему их никто не может
научить.
Виктор Франкл
Детство - это не только
самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления
будущей личности. Поэтому так важны для дошкольников умные, полезные игры,
которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.
Игра – это ведущий вид
деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В
игре дошкольников узнаёт, как себя вести в различных ситуациях, какой он есть
на самом деле.
В игре ребёнок получает необходимую для обучения в школе подготовку.
- Физическая готовность.
- Личностная готовность.
- Интеллектуальная
готовность.
- Социальная готовность.
В игре у него формируются:
- способности к
творчеству;
- любознательность и
способность к экспериментированию;
- наблюдательность и
воля (доводить начатое дело до конца, умение проигрывать, умение вести себя в
группе сверстников)
- эстетические чувства и
предпочтения;
- инициатива и
готовность к коллективным действиям;
- взаимоотношения между
детьми и взрослыми.
То, что
мы видим в играх детей, это отражение мира, который окружает ребёнка. Это мы
так разговариваем, друг с другом, так укладываем их спать, покупаем для них
игрушки и книги, это мы смотрим такие передачи и видеофильмы.
Родители должны проявлять инициативу и
выражать искреннее желание участвовать в детской игре. Если Вы участник детской
игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить
интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать
о том, как он играл.
Важно уделять внимание детской игре, давать детям играть, поощрять их
желание играть, становиться партнёром по игре, если ребёнок этого хочет. Приглашение взрослого в игру – знак
величайшего доверия ребёнка.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают
быть интересными и отходят на второй план, становятся интересными
реалистические игрушки, копии реальных
предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей
для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для
ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор
мелких кукол – семья), а также различные мелкие макеты (кукольный дом,
крепость, фермы и др.).
Макет - это уменьшенный
образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или
фантастического). Игровые
макеты, поля должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а
тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов.
Игра с макетами является более высокой степенью
развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их
развитию.
Для старших дошкольников необходимы
развивающие, игры шашки, домино, лото, пазлы, игры- лабиринты, различные
мозаики и конструкторы. Важны и сюжетно- ролевые, режиссёрские игры,
театрализованные игры, игры со строительным материалом.
Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными
руками. Педагоги советуют обязательно играть с ребенком и в игры с
природным и бросовым материалом. Появление игрушек из бумаги, баночек, коробочек,
косточек от фруктов, желудей, скорлупы от грецкого ореха и т.д. воспринимается
ребенком как чудесное превращение, вызывает у него восторг, будит его фантазию.
Наблюдая за Вашей работой, ребенок будет задавать
вопросы, высказывать свои предположения. Даже если он будет молча наблюдать за
работой, это все равно полезно для его развития.
Рукотворные
игрушки помогают развивать творческое мышление и дают больше свободы в игре. С
их помощью дети учатся бережливости, более внимательному отношению к миру, так
как дорожат такими подарками.
Совместное творчество по созданию игрушек – ключ к пониманию и совместному
радостному общению. Вы приятно проводите время – и в награду получаете доверие
и радость своих детей.
Сегодня мы
предлагаем вам сделать игрушки для группы
своими руками, совместно с детьми .
Комментариев нет:
Отправить комментарий